Каждый руководитель субъекта РФ стремится сделать свой регион богатым и успешным. Конечно, удается это далеко не всем. И зависит прежде всего от кредитно-финансовой политики, которую выберет глава региона. Некоторые губернаторы берут кредиты, чтобы вложить деньги в развитие своих территорий и привлечь инвесторов. Другие предпочитают не брать в долг и не вкладывать деньги. Какая из стратегий более успешна в современной России?
На региональное развитие сегодня принято смотреть как на наиболее важный фактор выхода российской экономики из кризиса. Проблема роста экономики и уровня жизни решается в регионах по-разному. Главное – какую модель привлечения финансовых ресурсов выберет губернаторская команда. Денег не хватает всем. Перед губернаторами стоит сложный выбор: занимать деньги для развития или нет? Фактически это выбор между развитием и стагнацией. С точки зрения бизнеса ответ прост: без заемных средств нет развития, а значит, рано или поздно тебя с рынка вытеснят более успешные. Как это работает на региональном уровне управления экономикой? Мы решили проанализировать инвестиционные и экономические стратегии работы региональных команд и понять, кто из них делает правильные ставки в этом сложном балансе.
Как говорит директор Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) Иван Федотов, успех в развитии любого региона строится на трех основных «китах»: эффективное управление, развитие бизнеса и развитие науки. «Если рассматривать регион как глобальный бизнес-проект, то, чтобы он стал успешным, безусловно, требуются вложения, проще говоря, деньги. Они могут быть привлечены в регион разными способами: это и бюджетные средства, кредитные ресурсы или инвестиции», – отмечает он.
Директор ассоциации ссылается на Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата, в топ?20 которого вошли и восемь регионов АИРР (Республика Татарстан, Калужская, Тюменская, Ульяновская, Томская и Липецкая области, а также Мордовия и Башкортостан). Эти регионы не только инвестиционно привлекательны, но и могут быть примерами успешного использования кредитных ресурсов, направленных на развитие.
Калужская область – известный пример удачного использования регионом привлеченных иностранных инвестиций. Здесь за счет 12 млрд рублей кредитных средств, предоставленных Внешэкономбанком, был проведен полный комплекс работ по подготовке для прихода инвесторов промышленных площадок в индустриальных парках «Грабцево», «Ворсино», «Росва» и «Калуга-Юг» общей площадью более 3,3 тыс. гектаров.
На территориях индустриальных парков сегодня открыто порядка 50 новых предприятий, на которых создано около 17 тыс. высокопроизводительных рабочих мест. Теперь здесь работают заводы таких международных компаний, как Volkswagen AG, PSA Peugeot Citroen, Mitsubishi Motors Corporation, Volvo, Magn, YAPP, Visteon, Benteler, Gestamp Automocion, Gonvarri, Мaco, General Electric, Continental AG, FUYAO group China и другие. Общая сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет Калужской области от резидентов индустриальных парков с 2006 по 2016 год составила 31 млрд рублей.
Всего за период с 2006 года объем частных инвестиций, привлеченных в индустриальные парки Калужской области, составил порядка 300 млрд рублей. Таким образом, на 1 рубль вложенных кредитных средств привлечено в среднем 30 рублей частных инвестиций. То есть аргументы губернатора Анатолия Артамонова вполне убедительны: Калужская область развивается, в регион приходят новые инвесторы, растет размер валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, растут инвестиции в основной капитал.
В качестве другого примера можно привести Башкортостан. Так, власти республики приняли решение о строительстве моста через реку Белая, для чего АКБ «Российский капитал» открыл кредитную линию в размере 600 млн рублей. Кредитование стало возможным в результате решения правительства республики о предоставлении АО «Региональный фонд» обеспечения кредитной линии. За счет кредита был покрыт возникший из-за опережающего выполнения работ дефицит средств у подрядчика по муниципальному контракту. В сентябре 2016 года кредит был погашен в полном объеме, мост введен в эксплуатацию. В регионе считают, что если бы не вовремя полученный кредит, то мост строили бы до сих пор.
Источник: журнал "Профиль"