На базе ТГУ в рамках всероссийского интенсива «Архипелаг 20.35» идёт работа над новыми образовательными продуктами с использованием искусственного интеллекта. Необходимые для этого компетенции участники получают в 15 лабораториях, организованных университетом и его промпартнёрами. Среди стартапов, создаваемых в рамках трека «Образование и развитие», – сервис, автоматизирующий выпуск аудиокниг для незрячих людей; сервис, способный оценивать полноту раскрытия темы в текстах; чат-бот для библиотек и другие проекты.
- – Мы попытались собрать на своей площадке практически все активные или относительно активные российские команды, которые занимаются развитием технологии искусственного интеллекта в области образования, – говорит проректор ТГУ по цифровой трансформации Олег Змеев. – В рамках «Архипелага» они добирают те компетенции, которых им не хватает, чтобы создавать жизнеспособные продукты. Под это были организованы 15 лабораторий, визионерские лекции, мастер-классы, акселерационные мероприятия, питч-сессии экспертов. В идеале в финале у команд должны получиться стартапы либо должна быть сгенерирована идея, перспективная с точки зрения внедрения и коммерциализации.
При организации лабораторий ТГУ учитывал разницу в уровне обучающихся. Например, для гуманитариев, которые хотят войти в IT-сферу и создавать свои проекты с применением ИИ, была организована лаборатория «Первые шаги в ИИ». У участников более продвинутого уровня самыми востребованными оказались лаборатории «ИИ прогнозирования когнитивных способностей обучающихся на основе анализа цифровых следов» и «Инструменты сбора и анализа данных цифрового следа обучающихся», которые посетило около 450 человек.
Если в первой учили, как оценивать психологические и познавательные способности, то во второй участники овладевали методиками поиска больших данных, их сбора, обработки и применения. Стоит отметить, что подобные инструменты ТГУ использовал при создании платформы для рекрутинга талантливых абитуриентов. Этот продукт уже доказал свою эффективность, благодаря чему теперь он востребован у других университетов РФ.
- – В настоящее время работа над проектами вышла на стадию питч-сессий с экспертами, которые оценивают оригинальность стартапов, причём, не с точки зрения применимости к внедрению в отдельно взятом университете, а с точки зрения коммерциализации продукта, его маржинальности на рынке, – объясняет советник при ректорате ТГУ Константин Беляков, курирующий акселерационную часть трека.
Среди проектов, уже обративших на себя внимание экспертов, – сервис автоматизированного выпуска аудиокниг, созданных с использованием синтезаторов речи и учётом индивидуальных предпочтений читателя. Над ним работает команда ТГУ в связке с издательством «Директ-Медиа». Проект рассчитан на потребности незрячих людей, но имеет хорошие перспективы выхода на большой рынок.
Помимо этого интерес экспертов вызывал чат-бот для библиотек, по запросу читателя подбирающий книги и предлагающий источники, где их можно прочесть бесплатно, скачать либо купить.
Особую новизну отмечают у проекта группы компьютерных лингвистов, нацеленного на оценку полноты раскрытия темы в тексте.
- – Понятно, что поначалу искусственный интеллект будет довольно много ошибаться, – говорит Константин Беляков. – Но чем больше через него пройдёт работ, чем больше разнообразных данных он проанализирует, тем тоньше ИИ будет «чувствовать» текст и точнее его оценивать. Поэтому будущее у этого проекта определённо есть.
Добавим, что проекты, признанные экспертами трека лучшими, выйдут в финальную стадию «Архипелага» и будут представлены на суд жюри в Москве.
Как отметил Константин Беляков, площадка в Томске предложила свое видение развития поддержки результатов «Архипелага». В настоящее время разрабатывается модель поддержки проектов с проработанными гипотезами продуктов, идёт формирование комиссии экспертного сообщества венчурного инвестирования с возможностью соинвестирования в отобранные проекты, в том числе со стороны ТГУ. Эта модель уже отработана на основе работы венчурного фонда ТГУ и будет отличным продолжением акселерационной программы «Архипелаг 20.35». Не исключено, что опыт Томска станет примером для использования на других «Островах 20.35».
- – Для тех, кто учится, «Ахипелаг 20.35» – площадка, где можно достаточно эффективно прокачать свои навыки, добрать недостающие компетенции, – резюмирует Олег Змеев. – Для ТГУ это часть политики по работе на рынке EduNet. У нас уже есть порядка 10 команд, успешно использующих ИИ и другие сквозные технологии в образовании и развитии. Желательно, чтобы их было около ста. Чтобы этот процесс формирования команд, отбора инициатив, проверки гипотез, превращение гипотез в продукт в университете шёл непрерывно. Поэтому мы нацелены на создание фабрики генерации такого рода стартапов, в которой команда проходит через университет – начиная от идеи и заканчивая созданием малого инновационного предприятия.