Думаете, инновации – это Google, Apple, Facebook и прочие частые гости наших страниц из Кремниевой долины? Не совсем так. Самый инновационный сектор мировой экономики – это, не поверите, автопром. По крайней мере, если судить по результатам нового рэнкинга 50 самых инновационных компаний мира, который составляют консультанты Boston Consulting Group. В 2013 году впервые в топ-20 рэнкинга оказалось больше автомобильных компаний, чем технологических. В десятку вошли Toyota, Ford и BMW, несколько автогигантов вернулись в топ-50, и впервые туда включена надежда мирового автопрома – производитель электромобилей Tesla.
BCG приводит несколько причин такого ренессанса автомобильных инноваций:
Производители очень озабочены повышением топливной эффективности.
Автопром не просто вкладывается в электрические и гибридные авто, но ещё и пытается их удешевить, чтобы быстрее продвинуть на массовый рынок.
Растут стандарты безопасности, поэтому приходится придумывать совершенно новые технические решения – например, системы автоматического торможения или механизмы связи между умными авто, позволяющие машинам общаться друг с другом.
У всех водителей сегодня есть мобильные устройства – и они ждут, что электроника автомобиля будет легко сопрягаться с их телефонами или планшетами.
Конечно, успехи автопрома в инновациях не стоит преувеличивать: первые места в рейтинге по-прежнему занимают ИТ-компании. И не просто занимают, а ещё и создают платформы и инфраструктуру для будущих участников рэнкинга. В списке же претендентов на будущие топ-50 у BCG сплошной интернет и хай-тек: Pinterest, Spotify, Groupon, Alibaba, Netflix, WhatsApp и прочие.
Напоследок назовем пять правил настоящих инноваторов, которые вывели консультанты BCG:
Топ-менеджеры компании видят в инновациях сильное конкурентное преимущество.
Такие компании используют свои патенты не только для защиты от конкурентов, но и как важный источник доходов (например, лицензируют свои технологии).
Они не просто вкладываются в самые привлекательные технологии, но умеют управлять инновациями как портфелем.
Они весьма ориентированы на потребителя.
Топ-менеджеры компании выстраивают чёткий процесс поиска, отбора и запуска новых идей.
25 самых инновационных компаний – 2013: