ЦМИТ в бизнес-инкубаторе «Дружба» открылся в 2013 году. Это открытая лаборатория, оснащенная современным оборудованием, где молодежь может реализовывать свои технические идеи, учиться, общаться, обмениваться опытом.
«У нас дети разных возрастов изучают робототехнику, — рассказывает руководитель ЦМИТЮрий Васильев. — Почему именно робототехника? Потому, что это «кирпичики» из разных областей знания: механика, математика, физика, программирование. Дети сами проектируют детали, вырезают их на станках, затем спаивают до готовой конструкции. В общем, занимаются самым настоящим инженерным творчеством. Сейчас, например, один мальчик придумал сделать робота для инвалидов, который будет ездить в школу и с помощью экрана передавать все уроки хозяину».
В ЦМИТе действует школа цифровых технологий — занятия проходят два раза в неделю, а по субботам сюда приходят младшие школьники. Кроме того, проводятся мастер-классы по работе с оборудованием: 3D-принтерами, лазерными установками. На форуме U-NOVUS в апреле этого года ЦМИТ организовал площадку «Технолаб» с выставкой своих возможностей, занятиями по робототехнике и конкурсами. Юрий Васильев принимал участие в форуме в Самаре, где также состоялись мероприятия «Технолаба». Опыт томского ЦМИТа приезжают изучать из других городов и регионов.
«Благодаря ЦМИТ у детей есть все возможности для того, чтобы воплотить свои идеи: благодаря современному оборудованию расстояние от задумки до готового прототипа сокращается до минимума. А для детей это очень важно с методической точки зрения. Если мы сейчас будем активно развивать такие центры, то через 5-10 лет мы получим инженеров, в том числе и робототехников, которые сделают Томскую область богаче и о которых узнает вся Россия», — считает начальник областного департамента по науке и инновационной политике Андрей Макасеев.
По словам Андрея Макасеева, областные власти намерены до конца текущего года создать еще два подобных центра — в Томском государственном строительно-архитектурном университете и в городе Асино, а в дальнейшем открывать минимум по два ЦМИТа в год. Центры будут ориентированы на школьников начиная с четвертого класса.
«Людей, которые разбираются в инженерии, хотят, и самое главное умеют работать с детьми, не так много, и им нужна нормальная заработная плата, — обозначил проблемы Юрий Васильев. — Кроме того, нужно продумать, как постоянно обеспечивать ЦМИТ необходимыми материалами, потому что, когда заканчивается то, что закуплено изначально, приходится перекладывать расходы на родителей. Мы уже сталкиваемся с такими проблемами».
На встрече также обсуждался вопрос, где размещать ЦМИТы: при школах или при вузах. Участники говорили о том, откуда привлечь кадры для работы с детьми, сколько потребуется вложений в открытие каждого центра и какое нужно оборудование.
«У нас есть задумка в будущем создать ассоциацию ЦМИТов Томской области и проводить губернаторский кубок по робототехнике», — добавил Андрей Макасеев.
ЦМИТ — это зона свободного доступа для технического творчества, основанная на модели FabLab (Fabrication Laboratory, «производственная лаборатория»), разработанной Нилом Гершенфельдом в MIT (США). В ЦМИТ «Дружба» можно заниматься протитопированием (3D-печать, фрезеровка, лазерная резка, обработка и т.д.), компьютерным моделированием (CAD, CAM); электроникой (создание печатных плат, пайка, Arduino, микроконтроллеры, датчики и т.д.); промышленным дизайном. ЦМИТ оснащен недорогим и простым в использовании оборудованием, что позволяет работать на нем без длительного обучения. Всего в России действует порядка 50 ЦМИТов.