1. Помогают ли стартаперам советы? Да, если принимать их осознанно
Каждый стартап индивидуален, и важно понимать причины тех или иных ситуаций и проблем. Вместо того чтобы остановиться и подумать, почему все идет не так, как было запланировано, многие просто копируют чужой опыт, а потом удивляются, почему ничего не получается. Слепое копирование часто является причиной неудач, поэтому прежде чем начинать внедрять чьи-то идеи, важно сначала проанализировать какую именно проблему они призваны решить и есть ли она у вас. Только этого позволит осознанно перенести опыт других людей на свою ситуацию. Однако при всем этом надо соблюдать баланс между теорией и действиями: долго размышлять и анализировать, не предпринимая никаких конкретных шагов, столь же вредно, и зачастую даже более губительно.
2. Главный совет? Не бояться
Главное — это начать действовать и не бояться провалов. Провалы будут постоянно, и с этим надо смириться.
3. Как решать все время возникающие проблемы? «Прокачивать» себя
Наша ключевая проблема была в том, что мы были слабы как менеджеры. В процессе развития нашего бизнеса мы узнавали новое и наращивали свои компетенции. Когда твоя компания растет быстрее, чем развиваются твои управленческие навыки, а для стартапа это рядовая ситуация, ты очень скоро становишься тормозом для собственного бизнеса, тебе не хватает знаний в менеджменте, маркетинге и во всем остальном. Ты перестаешь понимать, почему тебе повезло, что именно необходимо сделать, чтобы что-то изменить, как надо управлять людьми.Мне кажется, это является ключевой проблемой для многих. Единственный известный мне способ ее решить, это «прокачивать» себя: читать книжки, ходить на семинары, встречаться и общаться с людьми, испытывающими те же проблемы. Процесс обучения должен быть непрерывным.
4. Где брать новые идеи? Искать незанятую нишу
Все жизнеспособные идеи всегда подсказывает рынок. Как бы много конкурентов и различных продуктов ни существовало, всегда можно найти незанятую нишу, в которой вы будете чем-то отличаться от остальных. Но это не так и просто. Чтобы найти эту нишу, необходимо хорошо понимать свой рынок и покупателей, разбираться в технологиях, иметь гуманитарные знания, чтобы осознавать, зачем и как применять именно эти технологии , а также на каких этапах процесса вы можете добавить какую-то ценность. А то, бывает, люди придумывают гениальную идеи, но их внедрение создает больше хлопот, чем положительного эффекта. Между тем, у человечества до сих пор остается бесконечное количество проблем, которые необходимо решать. В каждой индустрии, в каждом направлении есть простор для поисков того, что может улучшить жизнь людей.
5. Как набрать скорость? Пробовать снова и снова
Необходимо постоянно и как можно быстрее пробовать новые гипотезы и идеи, обязательно анализировать результаты и снова пробовать. Причем рефлексия является краеугольным камнем. Важно анализировать причины успехов и неудач, устранять ошибки и развивать успешные идеи, иначе процесс будет сродни блужданию по пустыне с завязанными глазами. Учитесь, развивайте себя, и тогда процесс разгона станет по-настоящему эффективным.
6. На кого рассчитывать? Расширяйте круг знакомств
Постоянно наращивайте социальные связи с разными люди— инженерами, другими предпринимателями, потенциальными заказчиками. Не надо бояться чиновников — вопреки известным предубеждениям, они тоже люди и профессионалы в своей области, и с ними тоже можно обсуждать проблемы и перспективы развития бизнеса. Расширение круга знакомств – довольно трудоемкая задача, и в короткой перспективе оно редко дает ощутимые выгоды, но поверьте, рано или поздно это выстрелит. Разнообразные связи и хорошая репутация в деловых кругах дадут синергетический эффект, и вы получите новые возможности, о которых можно было только мечтать, пока вы «варились в собственном соку».
7. Нужно ли привлекать экспертов со стороны? Да, если по делу
Эксперты очень помогают, когда вам необходимы какие-то конкретные знания, или нужно быстро повысить эффективность и скорость работы. Но нередки случаи, особенно среди начинающих предпринимателей, когда экспертов начинают использовать не по назначению, как способ переложить груз ответственности на кого-то извне: если что-то пойдет не так, личность эксперта и его идеи легко объявить причиной неудач. Отсюда вытекает определенный цинизм по отношению к экспертам со стороны сообщества стартаперов, дескать те только и делают, что ездят по семинарам и не пробуют свои идеи на практике. Однако, если разобраться, на деле все-равно оказывается виноват именно такой горе-стартапер, который воспользовался сторонней экспертизой не должным образом. Вывод: компетенциями экспертов надо пользоваться осознанно, о чем, впрочем, сказано в совете №1.
8. Какие люди нужны IT-компании? Разносторонние
Спор «физиков» и «лириков», кто лучше – инженер или гуманитарий, возник не сегодня. Причем, довольно естественным образом, в среде технологических компаний победу принято засчитывать лагерю «физиков». На мой взгляд, во многом такая постановка вопроса возникает из-за изъянов нашего образования. Инженер без базового гуманитарного образования не является полноценным специалистом, поскольку он лишен понимания целей. Он, к примеру, может хорошо разбираться в технологиях, но он не сможет рационально выбрать, какую из них применять. Он может быть очарован красотой кода или техническими характеристиками, но это точно такая же подмена содержания формой, в которой принято обвинять «лириков».
Когда мы основывали нашу компанию, мы были инженерами в чистом виде, и нам долго пришлось себя перековывать. Я не могу отделить, где в моей работе используются только навыки инженера, а где — гуманитария и менеджера. Все взаимосвязано и отдельно существовать не может.
9. Как изменился процесс развития инновационных компаний? Он становится более управляемым
Когда мы только начинали, как правило бизнесы развивались стихийно, наудачу. Раньше не было такого, чтобы компании собирались вместе, их оценивали эксперты и так далее. Сегодня же предпринимательскую деятельность пытаются превратить в более управляемый процесс.
В бизнесе очень важно быстро набрать динамику: пробовать, ошибаться, вносить изменения, снова пробовать. Все эти акселерационные программы направлены на то, чтобы этот процесс ускорить. Это важно и для самого предпринимателя (либо стартап быстрее достигает «выстреливает», либо трансформируется, избегая стадии «живого мертвеца»), и на макроуровне — государство таким образом ускоряет инновационное развитие.
10. Постоянно имейте трезвую голову и будьте самокритичны.
***
Федор Скворцов — основатель и исполнительный директор компании Aurigma. Окончил факультет информатики ТГУ. В 2000 году с единомышленниками начал создавать свой бизнес. Мотивация у бывших студентов была простая: заработать деньги. В 2002 году компания выпустила собственный веб-загрузчик изображений, который сразу же стал популярен. В частности, в 2005 году его купил тогда еще неизвестный Facebook, а затем социальная сеть «Вконтакте». По оценкам самих разработчиков, в середине 2000-х около 70-80 % мировых компаний использовали их загрузчик. Сегодня компания фокусируется на решениях для обработки изображений в сегменте полиграфии. Разработки компании предназначены для редактирования макетов и иных изображений непосредственно в веб-браузерах, а также для последующей их обработки на серверах и передачи в производство.